29.11.2021,Понедельник, 18:09
Мы в социальных сетях:
Главная » Архив, Премьеры, концерты, фестивали

Как рождается святыня

Всё напоминало древнюю лабораторию алхимиков, колдующих над выведением философского камня. Попасть в эту «святую святых» ой как непросто, но для «ПВ» закрытых дверей не существует. Мы в мастерской художника-иконописца. Мольберты и кисточки, стеклянные шкафчики, в которых стройными рядами стоят склянки с порошками всех цветов и оттенков, недописанные работы… По углам — пухлые папки, в которых содержаться строгие правила о том, как нужно рисовать тот или иной лик святого, их одежду, позы, тут же баночки с загадочными растворами и ещё множество различных вещиц неизвестного происхождения…

Написание иконы представляет собой очень трудоёмкий процесс и занимает от 2 до 5 недель. Первый этап — подготовка основы. Доска, на которой разместится будущая икона, обрабатывается клеевым раствором, фиксируется холст. Для того чтобы на нём можно было рисовать, сверху наносится не менее десяти слоёв белой грунтовки (левкаса). Как только она подсохнет, поверхность выравнивают мелкой наждачной бумагой, убирая все царапинки и неровности. Затем художник достаёт свой образец рисунка на бумаге и переносит его на икону тонкой чёрной линией. Отдельные участки иконы обязательно требуют позолоты. Это весьма ответственный, буквально ювелирный процесс. Нимб или пустое пространство на рисунке покрывают щёлоком (раствором спирта и выделений некоторых растений Восточной Индии), чтобы придать иконе прочность. Далее необходимо приклеить наверх тоненькие пластинки сусального золота. Оно продаётся в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20—25 листов. Делать это приходится затаив дыхание, так как золото очень хрупкое. Затем мастер приступает к самой интересной части работы — изготовлению эмульсии и красок. В иконописи используются как природные пигменты, так и искусственные, которые продаются в художественных салонах. Мастер пояснил: «Я использую натуральные, которые покупаю у геологов. Работать с ними сложнее, но они придают иконе неповторимое свечение».

На первый взгляд пигменты похожи на измельчённые камушки, которые следует растолочь до состояния порошка. Вторая составляющая краски — эмульсия из смеси яичного желтка и пива. Вместе с эмульсией порошок растирается ступкой до однородной массы, похожей на мёд. Краска готова! Теперь художнику остаётся лишь O создать свой будущий шедевр в строгом соответствии с религиозными канонами. Завершающий этап — нанесение асиста (тонких золотых узоров на одежду, книги, кресты) с помощью кусочка мятого свежего хлеба.

Готовую картину покрывают олифой (льняным маслом с сиккативом), чтобы краски впитались и живопись стала более глубокой. Лак в небольшом количестве выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности для создания матового оттенка.

Приобрести такую работу — дорогое удовольствие, ведь чего стоят многочисленные материалы!.. Но главное — то, что икона создана мастером с любовью и верой в сердце. Её дальнейшая судьба — попасть в один из храмов, чтобы радовать верующих, которые и не подозревают, каким долгим был путь её создания.

юк Елена Четверикова

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Один комментарий »

  • Maidanovich пишет:

    нормалидзэ так!

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь