23.11.2017,Четверг, 14:08
Мы в социальных сетях:
Главная » Архив, Дело №

Какие бывают ролевые игры?

«Дело №55: «Ролевики: свет или тень?»

Наверняка ты наблюдал по TV сюжеты о людях в облачениях, достойных фильмов о Кольце Всевластия и Фродо Бэггинсе. У таких персонажей свои цели, тесные и сплочённые группы, встречи, конвенты и выставки. Кто они? Ролевики! Итак, всем встать, суд идёт!

В зале присутствуют: ролевик Solaris (S.), культуролог Андрей Куралин (К.), психолог Наталья Литвинова (Н.), прокурор (П.), адвокат (А.).

К.: — Ролевая игра — это вид драматического искусства, представляющий собой развлекательную игру. Сюжет в такой постановке может изменяться в любой момент: участники руководствуются характерами своих образов и внутренней логикой действий, а также общепринятыми правилами игры.

По сути, ролевые игры — это моделирование миров, тех или иных ситуаций, а также характеров героев. Правда, сюжет ограничен в своём развитии лишь фантазией участников и их вкусами.

Первыми ролевыми играми были настольные. Они появились в 1967 году, когда американцы Джефф Перрен и Гэри Гайгэкс выпустили первый настольный варгейм (war game — «военная игра») под названием «Chainmail». Уже через 7 лет такие развлечения стали коммерческим продуктом и начали распространяться подобно пламени. В 1977 году была проведена первая живая игра, которая называлась «Dagorhir». Солярис, а можешь рассказать, как ролевые игры развивались у нас?

S.: — Дело в том, что в западных странах ролевые игры развивались последовательно, трансформируясь из настольных в игры живого действия. А вот на просторах бывшего СССР и те, и другие ролевые игры развивались параллельно.

Кроме того, следует различать академический и неформальный этапы развития игр. Академики первыми в СССР стали употреблять понятие «ролевая игра», применяя его ко всяческим упражнениям и тренингам, позволяющим успешно обучать студентов. Это было в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. Затем понятие перетекло в неформальную обстановку, где уже в 1986 году создаётся база ролевого движения. В 1990—1993 годах проводятся первые «Хоббитские игрища», начинает формироваться общность ролевиков, к которым подключались студенты и школьники.

В последующие три года формировались клубы, команды, возникла культура ролевого фехтования. В то время основное внимание уделялось военной составляющей игр, и именно тогда ролевики начали делиться на крупные группы «по интересам». В дальнейшем это привело к созданию отдельных субкультур из некогда единых ролевиков. Отделились, например, «толкинисты», «менестрели» и «реконструкторы».

К 2000 годам вкусы ролевиков меняются, и уже не столько военные, сколько гражданские костюмы пользуются спросом. В последнее время игры совершенствуются — появилась различная, ранее недоступная, аппаратура (генератор тока, компьютер с различными спецэффектами, программами), костюмы шьют профессионалы — с большой выдумкой и… дорого, а главное, сами игры становятся всё более сложными и социально острыми.

К.: — Теперь разберёмся с классификацией ролевых игр. Собственно, делятся они по трём принципам — поставленным целям, способу взаимодействия игроков и условностям моделирования, а также типу персонажей. Познакомимся ближе!

По поставленным целям:

«Боёвки» — это оружейное взаимодействие с соревнованием между командами и игроками.

«Театралки»: упор делается на сюжет и постановку. Есть две вариации: историческая и сослагательная. В первой недопустимы отхождения от исторической реальности, во второй сюжет — это попытка пересмотра и переосмысления тех или иных событий.

«Экстремалки»: участники попадают в нестандартные психологические или физические ситуации и должны с честью выбраться из «переделки».

«Мистерии» предполагают глубокое погружение игроков в сущность их персонажей, а также соответствующую атмосферу, которую создают все участники действа.

«Моделирования» — вариант ролевых игр, чаще всего применяемый в стратегических и компьютерных играх. Используется также некоторыми менеджерами (так называемые деловые ролевые игры).

По способу взаимодействия игроков и условностям моделирования:

«Настолки» и «Словески» — все действия происходят в воображении игроков, а развитием событий управляет так называемый «мастер», действующий в соответствии с заранее заданными правилами.

Ролевые игры живого действия — в них необходимо непосредственное физическое участие: «мастера» отвечают не за весь мир игры, а только за его немоделируемые части.

Компьютерные ролевые игры — обстановка, окружающая игрока, управляется программой, имеющей заданный сюжет, который, впрочем, может корректироваться в зависимости от действий участников. Также в последнее время популярны многопользовательские онлайн-игры.

Ролевые игры по электронной почте — забавы с небольшим количеством игроков и «мастером», проводимые обычно с помощью е-мейла. Есть и другие варианты — на форумах или браузерные.

По типу отыгрываемых персонажей:

«Один игрок — один персонаж». Большинство игр основаны именно на этом принципе.

Стратегические ролевые игры. Применяются, как правило, в «мирах», где идёт стратегическая игра, основанная на пикировках между странами: один человек представляет свою страну или её государственный аппарат.

«Один человек — один корабль». Применяется, когда идёт отыгровка именно корабельной баталии: один игрок заменяет собой весь экипаж.

«Один человек — часть целого». Используется обычно в играх типа «исследование», когда часть сражается с различными составляющими враждебного мира, представленного другими геймерами.

Н.: — Всё это, конечно, очень занимательно, но не возвращает ли в детство? Игры, романтика боёв на мечах, магия, воображаемые «пиф-паф» — в немалой степени это уход от реальности! Хотя не могу не отметить, что последние тенденции, о которых я узнала от Соляриса, мне нравятся. Ведь если ролевая игра учит вести себя в обществе, думать, эти действа проводятся не зря. Как психолог и родитель, я одобряю такие развлечения!

П.: — Я считаю, что ролевики — это сплошь адепты… Кто знает, чем они в лесах занимаются, — вдруг и вовсе сатанинские обряды проводят?! В подобных игрищах нет пользы! Требую сурово осудить ролевиков, чтобы они не пугали и не смущали добропорядочных граждан!

А.: — Успокойтесь, коллега! В чём вред этих игр? Они развивают воображение, мышление; создают социальные связи, позволяя участникам влиться в общество без особых проблем. Полагаю, это, наоборот, плюсы. Однако стоит осудить распространение ролевых онлайн-игр: вот где истинное зло, превращающее людей в «придатки» компьютера и Интернета! А живые ролевики вполне безобидны, посему прошу оправдать моих подзащитных!..

Илья Катусов, БГУ.

Вердикт по «Делу № 54» («Пранкеры: телефонные хулиганы или глас народа?», «ПВ» № 29)

«Как можно их оправдать? Они же наглые, беспардонные!..» — пишет одна из возмущённых присяжных заседательниц. И с ней абсолютно согласно подавляющее большинство читателей! Посему вердикт: «Пранкеров — осудить!». Да будет так!

Суд постановляет…

Уважаемые читатели, наши присяжные заседатели! Вам предстоит определить: ролевики — мечтатели, живущие в мире фантазий, или прогрессивная молодёжь, познающая и моделирующая социум? Мнения присылайте по адресу: 220013, г. Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10а, «ПВ» (с пометкой «Дело № 55») или на электронный: delo_nomer@list.ru. Вердикт зависит только от вас!

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Оставьте свой комментарий!

Оставьте свой комментарий ниже.

Пожалуйста, старайтесь придерживаться темы публикации.

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь