01.10.2020,Четверг, 19:19
Мы в социальных сетях:
Главная » Архив, Твой ровесник

Как победить в республиканской олимпиаде?

Ваенга Новое платье, конспект и Ваенга — к удаче!
«Успеха!». Это простое пожелание, посланное тебе вдогонку другом, вселяет надежду на благополучное разрешение любого вопроса. Но что мы понимаем под словом «успех»? Всезнайка «Вики» утверждает, что это «удача в задуманном деле, достижение поставленной цели». А как её достигают? И к кому приходит удача? Об этом и не только рассуждают читатели «ПВ» в рубрике «Анатомия успеха».

Вот и завершился третий этап республиканских предметных олимпиад. Города приветствуют своих героев, а сами участники привыкают к новому статусу — победителей. В таких случаях не принято говорить об обратной стороне медали, хотя там порой скрывается всё самое интересное.

Что именно? Расскажут небезызвестные ныне пинчанки: Марья Янкович (обладательница диплома 1-й степени по белорусскому языку и литературе среди 11-х классов), Карина Кущенко (диплом 2-й степени по белорусскому языку и литературе среди 10-х классов) и Юлия Потрубейко (диплом 3-й степени по обществоведению среди 11-х классов).

— Поздравляю с наградами! Рассчитывали на такие высокие результаты?
Ю.: — Главным было — проверить свои знания. Хотя… надеялась на лучшее!
М.: — Не ожидала победы, но расстроилась бы, если б не выступила достойно.
К.: — Обрадовалась бы любому результату.

— Достаточно ли базовых школьных знаний для победы на олимпиаде?
К.: — Одного учебника мало!
М.: — Из школьной программы пригодилась только белорусская литература — два из десяти заданий комплексной работы, которая включает ещё сочинение, устное высказывание…

— Как вы готовились к олимпиаде?
М.: — Долго и мучительно. Позади уже две четверти, а я так и не узнала, что такое каникулы. Всё свободное время штудировала справочники, словари…
К.: — И я «поселилась» среди книг, конспектов, учебников. Но за пару дней до олимпиады всё отложила в сторону — нужно усваивать знания постепенно, тогда и результат будет.
Ю.: — Занималась по специальной программе подготовки к ЦТ. В сентябре — дважды в неделю, а накануне олимпиады — ежедневно. Нелегко! Но у меня был стимул: ещё перед городским конкурсом папа пообещал в случае победы купить мне платье. Пришлось занимать 1-е место! (Смеётся.) Но одним нарядом не обошлось: вторую обновку я получила «под ёлку», а третью — в награду за «область».

Мистер Бин на экзамене— Волновались?
Ю.: — Спокойствие — залог моего успеха.
К.: — Без тревог не обошлось, но я настроилась на работу, чтобы показать максимальный результат.
М.: — Был лёгкий «мандраж». Но если его нет, во время устного высказывания ты не сможешь «зажечь» жюри!

— Где проходили олимпиады? Что запомнилось больше всего?
Ю.: — Я побывала в городе Барановичи — много положительных впечатлений от общения с ребятами! Особенно поразила церемония закрытия, когда председатель жюри Павел Павлович Крусь (завкафедрой философии Брестского университета. — Прим. ред.) исполнил песню Елены Ваенги «Желаю, чтобы все были здоровы».
К.: — Олимпиада по белорусскому языку и литературе проходила в Кобрине. Нам посчастливилось посетить музей Суворова и городской парк.
М.: — Да, он классный! Была безветренная погода, кружился снег… И тема природы на устном высказывании пришлась как нельзя кстати.

— Для вас олимпиада — не впервой! От этого участвовать в ней сложнее или легче?
М.: — В девятом классе мы ехали на соревнования с мыслями: «Главное — не последние», в 11-м — «Не дай бог не первые». Раньше всё воспринималось проще, а за несколько лет ответственности прибавилось.
К.: — В прошлом году не ожидала, что стану обладательницей диплома 3-й степени на республиканском этапе. Сегодня появилась уверенность в своих силах.

— Каков секрет успеха?
М.: — Мой классный руководитель перед каждой областной олимпиадой водит нас в церковь. Было время, я относилась к этому с недоверием. Но когда мы с одноклассником заняли призовые места, поверила в чудо…

Блиц-опрос: что помогает тебе достигать успеха?
Вероника Кондратюк, 16 лет: — Цель, мечта, а самое главное — осознание, что мной будут гордиться родители. Всё, что я делаю, — благодарность им.

Таня Вабищевич, 15 лет: — Совесть. Потому что понимаю: это для моего же блага.

Христина СкуратовичХристина Скуратович, 16 лет: — Главное — понимать, что без труда ничего не добьёшься! Удача посещает только тех, кто работает в поте лица!
ЮК Елизавета Зельман, г. Пинск.

Дом советов: по методу Копейкиной
Если ты хоть раз попадал на конкурсы риторического мастерства или этапы устных высказываний олимпиады — дай пять! Упражняться в этом нелёгком деле нам придётся ещё не раз — впереди профессионально-психологическое собеседование, «внутренние» экзамены в вуз… Как привлечь удачу в таких ситуациях? Делюсь секретами, которые не раз меня спасали.

1. Заведи тетрадь и записывай в неё умные мысли, цитаты из книг, фильмов, песен, афоризмы, пословицы. Не забудь красиво оформить: пиши разными шрифтами, обводи в рамочки, рисуй «загогулинки»… К ярким цитатам добавь факты, интересную статистику. И зрительная память в нужный момент тебя не подведёт!

2. Читай умные книги — ты сможешь положить их сюжеты в основу выступления, например, сравнив свой жизненный путь с судьбой лирического героя. Важные мысли записывай в тетрадь (ты уже её завёл?) — полезно для общего развития.

3. Раздобудь список вопросов (тем) и проработай хотя бы несколько из них. Так ты почувствуешь себя увереннее. Сложные задания продумай детально, остальные — тезисно.

4. Тренируй свою речь на одноклассниках, друзьях, родителях или «высказывайся» на камеру. Ещё выпиши пару скороговорок: они отлично помогают отрабатывать интонацию и произношение.

5. Продумай, как тебе легче отвечать? Записав цитаты, факты и, опираясь на них, строить рассуждение? Или подойдёт замысловатая схема с основными идеями? А может, тебе проще написать сплошным текстом или составить подробный план? Разработай свой метод. После будешь советовать его другим (и не забудь назвать своей фамилией, например, «метод Копейкиной»).

6. Подумай о своём кумире. Вспомни тембр его голоса или стиль письма, интонацию, «коронные» фразы. Проследи, чем он увлекает публику.

7. И, наконец, золотое правило: «Не наелся — не налижешься». Оно помогало мне не раз! Обычно перед тем, как вот-вот войдёшь в кабинет и вытянешь заветный билет, начинается «трясучка» и подступает желание что-то повторить, вспомнить. Не надо этого делать! Просто сосредоточься на том, что уже выучил, и выложись по полной!
ЮК Алеся Мешкуть.

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Comments are closed.

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь