13.12.2017,Среда, 04:30
Мы в социальных сетях:
Главная » Культассорти

Не прикол, а искусство!

Эти работы не увидеть в Лувре и Эрмитаже, их прописка — страницы юмористических газет и журналов. Пёстрые, полные сатиры и злободневности рисунки запоминаются острой идеей. О тонкостях такого вида искусства «ПВ» рассказал карикатурист, иллюстратор и журналист Олег Гуцол.

— Олег, у Вас за плечами машиностроительный техникум и факультет журналистики. Что привело в ряды художников?

— Ответ прост: я всегда любил рисовать. На уроках, в армии, на парах в техникуме — никогда не расставался с блокнотом и карандашом.

— Где выкраивали время для своего увлечения? Неужто рисовали прямо в окопах?

— Было бы желание, а минутка всегда найдётся. Меня, кстати, хотели призвать в окружную газету, но я знал: парень обязан отслужить, чтобы стать мужчиной! Если бы ушёл в редакцию, то так и не увидел бы солдатской жизни. А в прессу попал позже: послал свои работы в районное издание раз, другой — и пригласили в штат.

— Почему выбрали именно карикатуру?

 — Мой дедушка выписывал юмористический журнал, страни­цы которого пестрели забавными рисун­ками. И зимой, посколь­ку на улицу не выйти (в моём детстве компьютеров не суще­ст­вовало, зато снега выпадало много), я сидел на печке и ли­стал подшивки. Словом, с молоком матери впитал специфику жанра.

— И в чём же она заключается?

 — В остросоциальной направленности. Бытует мнение, мол, ос­новная функция карикатуры — развлекать, веселить людей. Неправда. Её главная задача — обратить внимание общества на проблему, выразить отношение автора к ней. Нарисовать смешную картинку — точно бросить в спокойную реку камень: пошли круги — уже результат. А каким он окажется — улыбкой или оскалом — другой вопрос.

— Вы работаете в «остром» жанре. Есть ли грань, ко­торую не должен переступать художник?

— Действительно, стараясь изображать то, что волнует людей, карика­турист затрагивает все сферы человеческой жизни. Но если он чувствует потребность творить на тему, цепляющую его, должен это делать. Однако никогда нельзя забывать о личной ответственности за свои работы, особенно опублико­ванные в прессе.

— Где в Беларуси получить образование по такому профилю?

 — Насколько мне известно, в мире существует единственный институт, в котором преподают азы подобного искусства, и находится он в Южной Корее. До Азии путь неблизкий, поэтому я и решил поступать в машиностроительный техникум. Шутка. Если серьёзно, то нужно понять: карикатура — особый взгляд на мир. Здесь больше, чем в любом другом виде творчества, имеют значение природные склонности. Можно улучшить художест­венные навыки человека, но научить его видеть проблему там,
где другие её не замечают, нельзя.

— Когда смотришь на «весёлые картинки», кажется, будто они создаются мгновенно, на одном дыхании. Правда ли это?

— Коль скла­дывает­ся подобное впечатление, значит, работа сделана хорошо. На практике же порой приходится создавать дюжину эскизов. Однако творческие муки
автора не должны быть видны публике. Нужно подать вкусную «конфетку», а не провести экскурсию по грязной кухне.

— Как появляются идеи для рисунков?

 — По-разному. Бывает, нахожусь в пограничном состоянии: ты ещё не спишь, но уже не бодрствуешь, и тут  приходит озарение! А вообще, меня ничто так не вдохнов­ляет, как общение с друзьями в неформальной обстановке. Когда расслабляешься, забываешь о проблемах и понимаешь: бурлящая вокруг нас жизнь — кладезь сюжетов.

— Что Вам даёт творчество?

— Своим трудом стремлюсь донести простую мысль: нет плохих людей, есть личности, совершающие отрица­тельные поступки. Поэтому надо решать проблемы, а
не искать виноватых. А ещё мне хочется, чтобы мои работы не оставляли читателя равнодушным. Возможно, человек забудет, где видел карикатуру и кто её нарисовал. Но если он запомнит идею, значит, я живу не напрасно.

Мужской взгляд

Помнишь, в детстве все вокруг твердили, что мальчики должны играть в машинки, а девочки — с Барби? А вот Сергей Дроздов, будучи взрослым, зани­мается изготовлением кукол: в мае в Минске открылась его персональная выставка «Мужской взгляд».

Автор создаёт целые игрушечные композиции, механические миниатюры, радиоуправляемые автомобили и… модные аксессуары! Это тем более удивительно, что по образованию он шахтёр, работал в сфере строительства, архитектуры. Как же ему открылся мир кукол?

— Через любовь к стимпанку и маленькую подводную лодку, — отвечает долл-мейкер. — Именно с этой модели, которую я однажды изго­товил своими руками, на­чалось дело всей моей жизни. Но спустя какое-то время понял: в машинах мне не хватает души. Так появились куклы.

Несколько лет Сергей творил для себя, пока его изделия не попали на ярмарку ремесленников. Сегодня их скупают в личные коллекции известные люди, сам автор — желанный гость на международных выставках. Отправляясь в очередную командировку, мастер первым делом посещает блошиный рынок или лавку старьёвщика.

— Только там можно найти безделушки, которые я использую в своём творчестве. Для многих такие пред­меты — хлам, а для меня — настоящие реликвии, несущие в себе отпечаток давно минувших дней.

Говоря о заказах, кукольник подчёркивает: материальное вознаграждение для него не главное. Он уверен: если в мыслях лишь деньги, ничего хорошего не выйдет. Работать надо прежде всего для души, тогда придёт и признание.

Необычные куклы поселились в музее «Дом Ваньковичей». Полюбоваться ими можно до 20 июля.

Культассорти собирала Дарья Верейко.

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Оставьте свой комментарий!

Оставьте свой комментарий ниже.

Пожалуйста, старайтесь придерживаться темы публикации.

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь