23.11.2017,Четверг, 14:00
Мы в социальных сетях:
Главная » Есть повод!

Не думал, что учебник напишу..

Разглядывая новые учебники, на что ты обращаешь внимание? А фамилию автора подмечаешь? Ведь именно этот человек будет сопровождать тебя на протяжении года, а то и нескольких лет изучения предмета. Это его мыслями и чувствами пронизана каждая строка. От него зависят твои успехи в учёбе, а порой — и всей жизни. Это в его руках участь целого поколения и даже… будущее человечества! Хочешь заглянуть в душу одному из таких вершителей судеб? Сегодня у нас в гостях Юрий Дмитриевич Лещинский. Да-да, тот самый необычный учитель, за плечами которого полвека работы в школе и знакомые тысячам мальчишек и девчонок учебники по физике.

— Юрий Дмитриевич, сейчас немно­гие юноши мечтают стать педаго­гами. Почему Вы выбрали эту профессию?

— Я, можно сказать, не выбирал. Почти все в моей семье были учителями: в церковно-при­ходской школе Матуки на Полотчине работали прабабушка и бабушка. По их стопам пошли мать и сестра. Когда настала пора поступать мне, вопрос «куда» не стоял. Что и отразилось на интересе к учёбе в институте. Там больше времени уделял спорту, общению и не предпо­лагал, что когда-нибудь напишу учебник.

— А когда Вы полюбили свою ра­боту?

— Очень важным шагом стало знакомство с чрезвычайно талантливым педагогом Л.И. Чистовским, которое произошло в суворовском училище — одном из первых моих мест работы. Мы часами сидели в кабинете после уроков, готовили опыты, искали способы просто и занимательно донести материал детям.

— Чем Вас зацепила физика?

— Тогда к ней было другое отношение! Сегодня, если  школьник дружит с логикой и цифрами, его скорее привлечёт IT. В моё время именно физика стояла ближе всего к новым технологиям и широким перспективам. К сожалению, сейчас интерес у ребят к предмету падает во многом из-за того, что на уроках акцент делается на решении задач и заучивании сложных определений. Но что действительно надо человеку: помнить формулы и константы или знать, как устроены двигатель, холодильник, самолёт? Физика может быть увлекательной, полезной и даже немного опасной! Скучной её делает ненужное усложнение и стремление к излишней научности.

— Вам кажется, Интернет мешает учиться?

— Нет, почему же. Тот, кто не хочет работать, всегда найдёт причину. Всемирная сеть тут ни при чём. Я сам ею с удовольствием пользуюсь: ищу интересные факты и картинки для новой книги, смотрю видео на Ютубе, обща­юсь с друзьями по скайпу.

— Чем Вы ещё увлекаетесь?

— Лето провожу на даче: ловлю рыбу, работаю на огороде. Люблю классическую музыку и джаз, слушаю аудиокниги.

— Какое Ваше самое необычное место работы?

— Лицей Бомако в Республике Мали. Да, это Африка. Жара, малярия, грязные улицы… Учителя со всего мира в рамках помощи малоразвитым странам съезжались туда. Пришлось за год выучить французский (Мали — бывшая колония Франции).  Но мы всё равно старались дать качественное образование школьникам.

— А как вообще идёт процесс напи­сания учебника?

— Всё базируется на учебной программе: списке вещей, которые нужно растолковать в книге с учётом возрастной психологии читателей, их по­требностей. Должно быть много примеров, ярких иллюстраций, зани­мательных фактов. Надо писать мак­симально просто и доступно, так, чтобы любой ученик смог понять содержание. Но нельзя допускать не­точности и искажения ма­териала. Это требует опыта, находчивости, определённых литературных навыков… Я работал в соавторстве с Ларисой Артёмовной Исаченковой. Случалось, взгляды не совпадали — приходилось искать компромисс. Однако справились. Наши учебники признаны лучшими из напечатанных в Беларуси. Хотя и они пока неидеальны: всё ещё оторваны от практики.

— Вы поддерживаете связь со своими учениками?

— Конечно, и очень ими горжусь. Среди них немало тех, кто добился успеха в сфере технологий. Например, один из ведущих нанотехнологов мира Лев Перельман (Гарвардский университет, США), а также один из основателей EPAM Systems Леонид Лознер.

— За долгие годы работы у Вас накопилось много заслуг! Есть особенно дорогие?

— Цикл учебных передач, которые я провёл на телевидении. Лекции, которые читал в планетарии. Десятки статей, написанных в газету для учителей. Престижные премии, такие как International Professional Кембриджского биогра­фического центра за подготовку специалистов… Но больше запомнился мой первый урок в школе деревни Мильча. Это и школой-то назвать сложно: несколько деревянных хат, приспособленных под кабинеты. Для опытов по электричеству пришлось купить аккумулятор от мотоцикла… А после занятий мне на стол положили записку со стихотворением. Было так неожиданно и приятно, что урок понравился детям.

— Начался новый учебный год. Какой совет Вы можете дать нашим читателям-школьникам?

— Лучше приведу пример из биографии итальянского физика Энрико Ферми. Когда великому учёному было 13, как-то раз дядя застал его с очень сложной книгой. «Неужели ты понимаешь?» — удивлённо спросил он племянника. «С первого раза — не всё, но я читаю ещё и ещё — и становится понятно». Так что желаю вам проявлять любопытство и настойчивость. В какой бы сфере вы ни стремились к успеху, эти качества помогут всегда.

Повод поговорить нашли Алеся Лещинская, БГТУ, и Анна Королевич, «ПВ».

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Оставьте свой комментарий!

Оставьте свой комментарий ниже.

Пожалуйста, старайтесь придерживаться темы публикации.

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь