23.01.2018,Вторник, 12:53
Мы в социальных сетях:
Главная » Есть проблема!

Николай сидит скучает, бабка рядышком стоит…

Специальные места для стариков и инвалидов — тема наболевшая. В минском транспорте даже появились жёлто-красные картинки на сиденьях. И, хотя в салоне они выделены ярче остальных, пассажиры этого будто не замечают: чаще их занимают граждане отнюдь не преклонного возраста. Пока совесть нарушителей общественных норм дремлет, а бабушки и инвалиды скромно стоят, социологи и психологи исследуют явление.

Специальные наблюдения проводились в России начиная с 2010-го и по 2014 год. На примере страны-соседки хорошо видны тенденции, характерные для всего цивилизованного мира и для Беларуси в част­ности.

Во-первых, уступать место (даже если из динамиков звучит напоминание) стали реже. Молодёжь разработала целую стратегию, позволяющую сидеть без зазрения совести. Одни деловито изображают занятость с телефоном в руках, другие — погружённость в книгу, третьи — дрёму и усталость. Почему так происходит? Социологи связывают это с бешеным ритмом жизни и дискомфортной атмосферой в транспорте.

Однако ситуация развивается иначе, если звучит конкретная просьба. В 80% случаев человек готов встать, когда к нему обращаются лично. Такова наша суть. Подтверждают это опыты в России и США. Казалось бы, вот оно — решение проблемы. Только скажи — и тебе помогут. Но в ходе экспериментов учёные выявили и другую особенность человеческой натуры. Испытуемые, которые ради исследования настаивали на сидячем месте для себя, ощущали неловкость и даже стыд. Всё потому, что им приходилось взывать незнакомых людей к совести. А каково же тогда немощной старушке умолять тебя под­няться, если ты не хочешь сделать это сам?

У многих молодых людей желание проявить уважение к пожилым отсутствует напрочь. А на форумах в Интернете пенсионеров даже обвиняют в наглости. Но имеют ли подростки на это право?

Здесь важно понимать, что жизнь человека преклонного возраста полна трудностей. Во-первых, организм ослаблен из-за ряда болезней: часто страдают спина и ноги, есть проблемы со зрением и слухом. Во-вторых, пожилым гораздо сложнее следить за изменениями маршрутов, улавливать названия новых остановок. А их неловкое лавирование между пассажирами по салону окружающие считают бесцеремонностью. Ведь для тебя держать равновесие во время движения не составит труда! Но старикам это даётся непросто. И то, что трактуется как агрессия пенсионеров, на самом деле крик о помощи. Им больно, страшно, обидно, но никто не замечает этого…

В современном мире явно не хватает доброты! Мы становимся более зацикленными на себе, забывая золотое правило поведения: относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. И всё реже сегодня звучит «memento mori», что в вольном переводе означает: «Ты тоже будешь стариком!»

В параллельном мире

Правила этикета всюду разные. Мы собрали для тебя самые интересные: в каких странах и кому принято уступать место в транспорте.

Обычаи острова Шри-Ланка отличаются почитанием мужчин и смирением женщин. И потому там нередко увидишь, как слабый пол в автобусах освобождает место сильному. А наступить пассажиру на ногу у них не считается грубостью.

Жители Востока всегда проявляли особое почтение к старшим. И потому здесь постыдно не предоставить место человеку в возрасте. Нарушением норм будет даже просто занять пустующее сиденье, предназначенное для пожилых пассажиров.

А вот на прогрессивном Западе всё наоборот. Если вдруг решишь встать ради леди почтенного возраста, то она тебя не поблагодарит и вряд ли сядет. Ею твой поступок будет воспринят как оскорбление, ведь ты признал слабость и немощность попутчицы.

Главное правило 

Специально обозначенные места для сидения в салоне общественного транспорта предназначаются для пассажиров с детьми, беременных женщин, инвалидов и лиц престарелого возраста.

Из истории

  •     Первый общественный транспорт в Минске появился в 1887 году.
  •     10 мая 1892-го была открыта конка, просуществовавшая до марта 1928-го.
  •     23 октября 1924-го в городе начали ходить автобусы.
  •     13 октября 1929-го — трамваи.
  •    19 сентября 1952 года была введена в строй первая очередь троллейбусной линии.
  •     30 июня 1984 года состоялось открытие  Минского  метрополитена.

Уступает место Евгения Касперович, БГУ.

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Оставьте свой комментарий!

Оставьте свой комментарий ниже.

Пожалуйста, старайтесь придерживаться темы публикации.

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь