23.02.2020,Воскресенье, 17:25
Мы в социальных сетях:
Главная » Проблемы взаимоотношений

А тебе слабо?

Прочитать тридцать первую главу нашего справочника «Как выжить среди взрослых»? Что делать, если тебя разводят на «слабо»? Спросим у психолога Натальи Константиновны Таран.

—Что на языке психологии означает «слабо»?

— Обычная манипуляция. Скрытое воздействие одного человека на другого для достижения своих целей. Есть тот, кто манипулирует, и тот, кем манипулируют. Первый, пытаясь добиться от жертвы желаемого, употребляет определённые фразы. Так слово «слабо» вынуждает нас доказывать обратное: я могу. А сделаю — значит, сильный, храбрый, решительный! Но, идя у провокатора на поводу, подкрепляешь лишь его значимость. Любая манипуляция — хитрый способ извлечь личную выгоду, управляя другими.

—Кто был первым манипулятором?

— Точных исторических сведений нет. Но так мог действовать человек, стремящийся к власти. Любители использовать окружающих в своих целях ищут болевые точки людей, то, в чём они не уверены или сомневаются.

—Выходит, чужому влиянию подвержен тот, кто имеет слабости?

— Да. Но если ты признаёшь их, вряд ли станешь объектом манипуляции. В группе риска находятся, как правило, юноши, ведь среди них всегда конкуренция: кто круче. К тому же для мальчишек очень важна принадлежность к какой-либо группе. Желающим в неё попасть часто бросают вызов.

—Например, предлагают  что-нибудь украсть…

— Бывает и такое. Думаю, каждый в детстве пробовал взять чью-то игрушку в песочнице. Это возрастной этап понимания «моё-чужое». Но кому-то достаточно раз проколоться, чтобы навсегда усвоить: без разрешения брать нельзя! А некоторым мало одного урока. И тот, кто не считает себя сильным, решительным, мужественным, покупаясь на «слабо», чаще совершает кражу.

—Какой должна быть реакция родителей на подобные «подвиги»?

— Причитаниями о том, что ребёнок вырастет грабителем и закончит жизнь в тюрьме, тут не поможешь. Лучше всего вернуть вещь и извиниться (порой этого стыда достаточно, чтобы воришке больше не хотелось что-то стащить). Важно чёткое понимание установки: «Своё сохраняй, чужое не бери!» Увы, иногда в семьях эти границы размыты. Мамы и папы позволяют себе взять что-то у своих чад без спроса. А это неправильно. Но если ребёнок украл чью-то вещь, надо работать над его самооценкой: развивать положительные качества, обозначив перспективу и показав, как можно добиться значимости иным путём. Тогда никакие «слабо» не страшны.

—Можно ли дать отпор манипулятору и сохранить своё достоинство?

— Рекомендую завести «Дневник моих успехов». Это добавит уверенности в себе. Существует несколько способов избежать манипуляции. Первый: когда тебя пытаются заставить сделать что-то, спроси зачем. Услышав: «Хочу проверить, трус ты или нет?» — снова спрашивай: «А зачем тебе это?» Бесконечное повторение вопроса «зачем?» может ввести манипулятора в ступор. Второй способ: выход из ситуации с чувством юмора. Говоришь: «Мне не слабо, но есть 10 причин не делать. Первая — не хочу, остальные девять ещё не придумал». Третий вариант: если совсем прижали к стенке, просто уйди («Не знаю, подумаю завтра или через неделю», «Ой, у меня срочный звонок, потом договорим»). Главное — не здесь и не сейчас, потому что под агрессивным давлением можно согласиться на что угодно, а потом жалеть о содеянном. Наконец, четвёртый: сказать уверенное «нет». Но это для тех, кто силён духом.

—А если мной манипулируют взрослые: родители («Слабо хорошо учиться?»), учителя («Слабо прочитать параграф за 5 минут?»), тренера («Слабо 10 раз подтянуться?»)?

— Увы, так бывает. Им кажется, что это стимулирует твою деятельность, дескать, в запале ты выполнишь всё. Но хочу предупредить: попав на вроде бы положительную манипуляцию, велика вероятность повестись точно так же и на негативную. Взрослым надо хорошо подумать, прежде чем прибегать к такому способу. А детям нужно научиться правильно реагировать: спросить «зачем?» или сразу ответить «нет».

—Что на «слабо» не стоит делать никогда?

— То, что опасно для тебя и других. А вообще, зачем выполнять то, чего не хочешь? Всегда спрашивай себя: надо ли мне это? Какую пользу такой поступок принесёт мне и окружающим? Никакой? Или даже вред? Вот и не делай глупостей!

На слабо не ведётся Татьяна Гулевич, «ПВ».

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Comments are closed.

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь