18.09.2020,Пятница, 14:09
Мы в социальных сетях:
Главная » Проблемы взаимоотношений

Школа только для меня?!

Как быть, когда родители, с одной стороны — полностью за твою самостоятельность, а с другой — уверены, что без них в стране знаний ты не справишься? Две крайности. Золотую середину ищем в тридцать седьмой главе нашего справочника «Как выжить среди взрослых» с психологом Натальей Константиновной Таран.

—Каким должно быть родительское участие в школьной жизни?

— Оно зависит от возраста ребёнка. Первоклашки нуждаются в большей заботе, так как они не знают ещё «что такое учиться». А мама и папа, прошедшие этот путь, могут дать им дельный совет. Старшеклассники — другое дело. Они многое умеют: самостоятельно проснуться, собрать рюкзак, сделать уроки, решить вопросы между собой. Им не нужно пристальное родительское внимание, которое воспринимается как контроль и недоверие.

—Как поступить, если был обычный день без оценок и проблем, рассказывать нечего, а к тебе всё равно пристают с вопросами?

— Поверь, родители способны считать по твоему выражению лица и эмоциональному состоянию тревожные сигналы. Если они их заметили и спросили, а ты не можешь объяснить, будь готов к «детективному расследованию»: требованию показать дневник или к звонку классному руководителю. Родителям хочется помочь. Да, порой, не тогда, когда тебе нужно. Но это их естественная функция. Поэтому проанализируй своё настроение и обязательно ответь: «Всё хорошо, я просто устал, не волнуйтесь». И всем станет спокойней.

—Наверняка каждый школьник ждёт маму с родительского собрания с замиранием сердца…

— Особенно если есть что скрывать. Например, оценки в журнале при забытом дневнике. Я в своё время любила, когда на родительское собрание ходил папа. Возвращаясь, он порой спрашивал: что будем рассказывать маме, а что нет? Отец понимал: она на некоторые вещи реагирует болезненно. При этом оказывал мне, отличнице, колоссальную поддержку. Уже в своей семье я сделала так, чтобы интерес к родительскому собранию присутствовал и у детей, и у взрослых. Даже узнав что-то негативное, важно обсудить: какая нужна помощь.

—Да, но папа может и не знать, в каком я классе…

— Мамы действительно чаще берут на себя ответственность за учёбу детей, а папы не очень этому сопротивляются. Если хочешь, чтобы отец был в курсе твоей школьной жизни, прояви инициативу. Чаще ему что-то рассказывай. Поверь, он будет только благодарен, ведь иногда ему действительно трудно отследить ситуацию. А спрашивать стесняется, чтобы не попасть впросак. Здесь всё в твоих руках.

—Могу ли я просить о помощи, если возникли проблемы с одноклассниками?

— Сначала попробуй решить их самостоятельно. Если чувствуешь, что не можешь, не хватает опыта и сил, обращайся за поддержкой. Это нормально. И здесь неважно, к кому бежать — друзьям, родителям, учителям, психологам. Обязательно найдётся тот, кто поможет в трудную минуту.

—Иногда классная в разговоре с родителями может кое-что преувеличить. Почему ей верят, а мне нет?

— Доверяют тем, кто честен. Если ты не давал поводов усомниться в себе и всегда говорил правду, вероятность быть услышанным велика. Это к вопросу скрытия плохих оценок и поведения. Когда родители тебе доверяют, то вряд ли поставят во главу угла слова учителя, а начнут расследование: расспросят одноклассников, подойдут к завучу или директору, чтобы уточнить, насколько всё плохо.

—А если возникла неприязнь между родителями и учителем и это, как мне кажется, сказывается на оценках?

— Школа не только успеваемость и учёба, но и колоссальный жизненный опыт. Тут важно понимать, что ты добываешь знания для себя, и нужно стараться учиться в любом случае. Тем более что «придирки» зачастую оказываются надуманными. Хотя, к сожалению, в своей практике я сталкивалась с тем, что ребёнку занижались отметки. Но при смене школы он стал самым сильным в классе. Его труды и старания никуда не делись, сработали на него. То есть никогда не стоит опускать руки.

—Мама, отстаивающая мою позицию, или мама, принимающая сторону учителя, — кто лучше?

— В каждом случае ситуация уникальная. Её нельзя оценивать плохо или хорошо. Везде есть плюсы и минусы.

В первом варианте ты чувствуешь, что мама всё решит, и тебе не к чему стремиться. Но ведь всё, что ты создал сам, делает тебя сильнее, увереннее и даёт шанс быть более успешным в жизни. Второй типаж мам это позволяет.

Но очень важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей.

—Трудно учиться, когда учителя и родители спорят…

— Смотря по каким вопросам. Есть действительно такие, которые без привлечения администрации не решишь. Но, как показывает практика, не могут договориться лишь те, кто обесценивает друг друга. Допустим ты, придя после уроков, жалуешься на несправедливую оценку. Мама тотчас бежит устраивать разборки с убеждением: «плохой учитель». Если же идти с установками «замечательный родитель» и «прекрасный педагог», диалог выстроится всегда.

—Мешает ли личный негативный опыт родителей объективно оценивать ситуацию в школе у их детей?

— К сожалению, да. Если у родителей в своё время были проблемы с одноклассниками или учителями, то мамы-папы по умолчанию допускают, что так же происходит и у детей. Негативно настраивают себя против школы уже с первого класса. А напряжение, вызываемое такой настройкой, может спровоцировать всё, что себе напредставляли. Поэтому родителям лучше оставить отрицательный опыт в прошлом и позволить детям нарабатывать собственный позитивный. И пусть у ребят всё получится!

В школьных баталиях разбиралась Татьяна Гулевич, «ПВ».

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Comments are closed.

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь