24.10.2021,Воскресенье, 16:12
Мы в социальных сетях:
Главная » Вопросы образования

Спасибо за покупку!

кассирСамый распространённый стереотип о работниках сферы торговли: если ты не состоялся в профессии (несмотря на три диплома), иди работать на рынок, ведь что может быть проще, чем стоять за прилавком?.. Как же! На самом деле профессиональные качества хорошего продавца мало чем отличаются от таковых у… авиадиспетчера: внимание, сосредоточенность, чёткое зрительное восприятие, хорошая оперативная и моторная память, стрессоустойчивость и… вежливость!

Консультируй грамотно!

Оксана Аркадьевна Белобровик, заместитель директора по учебно-производственной работе Минского государственного профессионально-технического колледжа торговли, продолжает мысль, что не всё так просто с этими «королевами прилавков» и «рыцарями кассовых аппаратов»:

— Сегодня требования к культуре обслуживания покупателей очень сильно изменились. Ушли в прошлое достопамятные «хамоватые тёти», а на смену им спешат грамотные, бесконечно
терпеливые и обаятельные продавцы. Особенно это заметно в крупных торговых центрах, которые задают своим работникам очень высокие критерии. Например, в известной сети по продаже электро- и бытовой техники создана служба «внештатный покупатель». Её сотрудник может в любой момент подойти к продавцу под видом клиента и обратиться с вопросом о товаре. И если консультант допускает ошибки, путается в технических характеристиках чайников или фотоаппаратов, к нему применяются самые суровые взыскания.

— В учебных классах будущие работники торговли наглядно изучают хлебопечки, мультиварки… Их комментарии потребителям должны быть максимально полезными и квалифицированными, — добавляет Елена Игоревна Куделко, преподаватель дисциплины «Товароведение непродовольственных товаров». — Учёба в нашем колледже максимально
приближена к рабочим условиям. И хотя у нас нет пока возможности использовать на уроке что-либо сложное из бытовой техники, тостерами и батонами своих учащихся мы всегда готовы обеспечить. ☺ Договариваемся с магазинами и предприятиями, чтобы организовать больше занятий-экскурсий. Например, в ГУМе по теме «Школьно-письменные товары» опытный продавец наглядно рассказала о свойствах и качестве продукции, новых поставщиках и производителях. Такое практическое обучение очень помогает молодым специалистам без трудностей ориентироваться на рынке. Мастер-классы проводятся также в отделах посуды, электроники, косметики, бытовой химии, мебели… (В колледже осуществляется подготовка по всем группам товаров, кроме автотранспорта. — Прим. ред.).

— Сегодняшний потребитель хочет знать, что приобретает. Его интересует всё: от набора Е-шек в колбасе и калорийности печенья до состава стирального порошка. Поэтому современный продавец уже не просто «Девочка-взвесь-200-граммов-колбасы», он — высококвалифицированный работник сферы торговли. Именно эту мысль мы доносим юношам и девушкам, получающим профессию в нашем колледже, — поясняет Оксана Аркадьевна.

Выкладывай правильно!

Торговля никогда не стоит на месте. Казалось бы, ремесло ведёт свою историю чуть ли не с древности и что нового здесь можно придумать? А вот нет! Придумывают! И вопрос о том, кто там кого двигает, реклама торговлю или наоборот, пожалуй, не менее достоин обсуждения, чем извечный диспут о первичности яйца и курицы. В общем, не успеет покупатель усвоить простую истину: не надо хватать без разбору акционные товары (в том числе три пары домашних тапочек по цене двух), как хитроумные работники магазинов уже приготовили новую ловушку под названием «мерчендайзинг»…

— Около 80% покупок мы совершаем импульсивно! — улыбается Валентина Даниловна Черепухо, преподаватель дисциплины «Организация и технологии торговли». — Покупателями, а в этой роли пребывает каждый из нас, легко манипулировать, используя яркую упаковку, информацию о скидках, выкладывая неходовые (или с истекающим сроком годности) изделия
на уровне глаз, а самые дешёвые — на нижних полках, откуда их неудобно доставать. Запахи выпечки, кофе и кожи стимулируют нашу покупательскую способность, а приятная музыка усыпляет бдительность. Приёмов, позволяющих ускорить товарооборот, множество. Сожалею, что у меня нет времени написать на эту тему книгу.

Оцени со стороны…

—Интересно, а как вы сами ходите по магазинам?

— Лично я замечаю два типа продавцов-покупателей. Одни очень требовательные, поскольку точно знают, как всё должно быть. Другие, наоборот, вспоминают, как сами сталкивались с грубостью клиентов, как их обидел некорректный покупатель, и стараются быть максимально тактичными, — от лица всех преподавателей отвечает Елена Игоревна. — Когда мои ученики специально отправляются по отделам экзаменовать своих будущих коллег, я всегда напоминаю:«Осторожнее, вы вскоре сами окажетесь на их месте, и ещё неизвестно, какой покупатель попадётся вам!»

— Наша профессия требует такта и терпения, и, если вы готовы служить обществу, колледж ждёт вас! — гордо резюмирует Валентина Даниловна.

В тонкостях профессии разбиралась Виталина Нестерович, «ПВ»

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь