25.09.2021,Суббота, 12:41
Мы в социальных сетях:
Главная » Твой ровесник

Калькулятор + фантазия

«О нет — две матемши подряд…» — закатит глаза к потолку любой ученик, но только не наша героиня. Одиннадцатиклассница средней школы № 21 г. Орши обожает алгебру! Как любимый урок помогает добиться успеха, расскажет победительница республиканской олимпиады Ксения Шестакова.

— Ксюша, когда у тебя появился интерес к точным наукам?

— Примерно с третьего класса. Тогда я участвовала во всех олимпиадах: и по русскому языку, и по английскому, и по математике. А в старшей школе сконцентрировалась на «царице всех наук». Почему? Просто состязания по алгебре начи­наются раньше, чем по  другим дисциплинам — не весной, а осенью. К тому же этот предмет изначально нравился: он заставляет думать, искать нестандартные варианты.

— Почему решила не ограничиваться лишь хорошими оценками, а пойти дальше — покорять «республику»?

— Начиная с восьмого класса у меня появился особый интерес к олимпиадам. Я поняла: задания на интеллектуальных соревнованиях отличаются от школьных — более оригинальные и даже творческие! Вот так математика превратилась из обычного урока в увлечение, да­ющее возможность себя реализовать.

— На недавних респуб­ликанских состязаниях ты выполнила программу-максимум. Путь был долгим?

— Не очень, но потрудиться пришлось. Первый этап оказался лёгким — школьный отбор. Затем нужно стать лучшим на районном первенстве: тут задания уже посложнее, но мне дались без проблем. Потом «область» — с этого момента начинается самая жара, ведь на базовых школьных знаниях выехать не получится.

И последний раунд — республиканский финал. Он состоит из двух туров, в которых участникам нужно решить четыре задачи. На всё про всё пять часов. Казалось бы, времени вагон, но, если позволить себе расслабиться, можно допустить роковую ошибку. Кстати, есть крутой момент. Если ты не согласен с вердиктом оценивающей комиссии, можно подать апелляцию, чтобы обсудить решение и итоговую отметку.

— Как ты готовилась к соревнованиям? Что привело тебя к золотой ме­дали?

— Я решала много задач, причём выбирала самые сложные. А насчёт победы открою секрет…

Хочешь стать чемпионом — трудись! Кто рабо­тает усерднее остальных, тот и показывает лучший результат. Конечно, у некоторых ребят есть предрасположенность к освоению точных наук. Но всё это вторично. Главное — постоянно шлифовать математический скилл. Например, я занимаюсь всегда, когда выпадает свободная минутка. А если ничего не делать или делать спустя рукава — о победах даже думать не стоит. Ещё важна усидчивость. Это качество помогает усваивать материал и применять его в «боевых» условиях. На третью строчку поставлю психологическую устойчивость. В такой ответственный момент непросто совладать с эмоциями.

Но даже если что-то не идёт, главное — не нервничать и восстановить контроль над ситуацией.

— Есть ли у тебя особые ри­туалы перед часом «икс»? Например, надеть счастливый наряд или съесть что-нибудь сладенькое…

— Ну, что-то вроде того. Всегда беру с собой воду и шоколадку. Редко при­бегаю к их помощи, но так спокойнее. Если нужно отвлечься и чуть-чуть передохнуть, такой «пит-стоп» как нельзя кстати.

— И всё-таки, за что можно полюбить цифры, формулы, уравнения?

— Сразу сделаю поправку на ветер: школьный урок по алгебре — это одно, а олимпиадная дисциплина — совсем другое. Там сложнее, интереснее, больше нестандартных подходов. Нет заданий типа «вот формула — подставьте пере­менные». Надо не просто считать, словно калькулятор, а включать фантазию. В каком-то смысле тоже творчество.

— А помогает ли математи­ческий скилл в жизни?

— Конечно! Алгебра — это не только уравнения и задачи. Она развивает логическое мышление, благодаря чему мне гораздо проще постигать другие дисциплины — информатику, физику, химию. Даже с гуманитарными предметами схема работает, ведь любая информация быстрее систематизируется и лучше запоминается. Ещё я легко фик­сирую в уме даты и длинные числа.

За­учить номер телефона? Без проблем!

— Допускала ли ты  досадные ошибки на олимпиаде, которые не можешь себе простить?

— Да, но не по алгебре, а по англий­скому языку. Я справилась с заданиями легко, но как-то слишком быстро — остальные ребята ещё до середины не добрались… Потом оказалось, что на обратной стороне тестового листка была вторая часть вопросов. И забавно, и обидно. С тех пор отношусь к этому внима­тельно.

— Что пожелаешь нашим читателям?

— Найти увлечение по душе, чтобы было  интересно. Ведь, занимаясь любимым делом, гораздо проще добиться ус­пеха.

С будущей Софьей Ковалевской беседовал Дмитрий Архипенко, «ПВ».

Поделиться ссылкой с друзьями:

Мои друзья:

Сайт Президента Республики Беларусь Министерство образования Республики Беларусь